Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Улан-Удэ
Иркутск
Томск
Омск
Чита
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск







































Аналитика

Станет ли Бурятия культурным центром эвенков России?

Станет ли Бурятия культурным центром эвенков России?
Такую перспективу рассматривают лидеры национально-культурных объединений эвенков Бурятии. Ведь республика регулярно становится местом, где проходят межрегиональные мероприятия, посвящённые эвенкийской культуре. Одно из них - Межрегиональный фестиваль эвенкийской культуры имени Виктора Гончикова, который 22 ноября 2018 года прошел в Бурятии уже восьмой раз. Организатор фестиваля – автономное учреждение культуры Республики Бурятия Государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун».

— Фестиваль имени Гончикова стал уже брендовым мероприятием республики. За эти годы он значительно вырос, расширился. Впервые было такое огромное количество участников – около 350 человек. К нам снова с удовольствием приехали эвенки Иркутской области, Забайкальского края, Якутии, Красноярского края. В России эвенки живут на обширных пространствах Сибири, Севера и Дальнего Востока, Бурятия находится на их стыке. Поэтому можно говорить, что и в географическом плане Бурятия оказывается центром эвенкийского мира, — считает директор центра «Арун» Надежда Шеметова.

Отметим, фестиваль начали проводить с начала 2000-х, в память выдающегося эвенкийского композитора Виктора Степановича Гончикова. Цель мероприятия – сохранение и развитие эвенкийской культуры и консолидация эвенков всех регионов России, и в перспективе – зарубежья. На этот, уже восьмой фестиваль, приехал старейший эвенкийский вокально-танцевальный коллектив «Осиктакан» из Красноярского края, недавно отметивший 50-летие. Из Якутии приехала известная эвенкийская этнопевица Синильга.

Кроме того, в этот раз фестиваль сопровождался мероприятием-спутником: первым межрегиональным конкурсом эвенкийской этнической моды «Аяргумэ тэтыгэ». Он состоялся на день раньше – 21 ноября, в том же помещении, и в основном теми же участниками. Это первый в России конкурс этномоды, посвящённый национальному колориту именно эвенков, а не народов Севера в целом.

По мнению Надежды Шеметовой, необходимость создания такого «специализированного» конкурса этномоды назрела давно. Теперь эвенкийские дизайнеры-модельеры могут состязаться и обмениваться опытом именно с эвенкийскими коллегами. На фестиваль «Аяргумэ Тэтыгэ» приехали дизайнеры из различных регионов компактного проживания эвенков. В их числе – Галина Антоновская из Забайкальского края, чья коллекция в мае 2018 года взяла призовое место на всероссийском конкурсе этномоды народов Севера «Полярный стиль», проходившем в Москве.

Помимо фестиваля имени Гончикова, центр «Арун» каждый год проводит другое межрегиональное мероприятие – молодёжный летний лагерь «Байкальский Аргиш». Он собирает эвенкийскую молодёжь из мест компактного проживания эвенков Бурятии, а также гостей из других эвенкийских регионов. Фестиваль традиционно включает состязания молодёжных творческих коллективов, эвенкийские национальные игры, научно-практическую конференцию. В 2018 году такой фестиваль состоялся уже в шестой раз. Кроме того, в Бурятии регулярно проводится конкурс театральных мини-постановок на эвенкийском языке «Эвенкийский нимнгакан», последний раз в нём приняли участие и молодые эвенки из якутского села Хатастыр.

Таким образом, Бурятия действительно имеет возможность стать культурным центром, консолидирующим эвенков России со всех регионов. Добавим, лидеры эвенкийских этнокультурных объединений эвенков и сами регулярно выезжают на эвенкийские мероприятия в Красноярском крае, Хабаровском крае, Якутии.

Но у Бурятии есть и исторические предпосылки претендовать на статус центра эвенкийского мира. Помимо того, что географически Бурятия оказывается аккуратно посередине между регионами проживания эвенков России и даже Китая. По мнению экспертов-этнографов, Байкальский регион является прародиной эвенкийского этноса.

— Этногенез тунгусов связывается исследователями, преимущественно, с районами Прибайкалья и Забайкалья. По данной концепции, основа древней прототунгусской культуры пеших охотников начала складываться в неолите в горно-таежных районах Южного Прибайкалья. Основанием для этого являлись антропологическое сходство неолитических племен Прибайкалья и современных тунгусо-маньчжуров, а также многочисленные культурные параллели, наблюдаемые в археологических культурах байкальского неолита, — считает профессор Якутского университета, тунгусовед Александр Варламов.

Он отмечает ряд культурных параллелей у неолитических прибайкальцев и тунгусов. Учёный опирается на археологические находки и исследования эвенкийского фольклора. Так, возникновение т.н. «тунгусского типа» колыбели относится к  т.н. «серовскому этапу байкальского неолита».

Сходную точку зрения излагает доктор исторических наук, доцент ИМБТ СО РАН Ольга Бураева. По её мнению, прототунгусский этнос складывался на этапе неолита, обозначаемого как «серовский этап». Уже тогда сформировались основной фонд языка, элементы хозяйства, культуры пеших охотников.

«Формирование тунгусских племен связано именно с территорией Байкала. Начало становления тунгусов как этноса происходило в среде охотников неолита (VI–V тыс. до н.э. – II тыс. до н.э.). Эта среда известна как байкальская культура», — пишет Ольга Бураева в книге «Эвенки Бурятии».

Далее, согласно Ольге Бураевой, в конце «серовского этапа» зародившаяся тунгусо-маньчжурская общность распадается на северную и южную. Южная часть, оторвавшись от своей этноязыковой основы, становится ядром протоманьчжуров. Это произошло, по её предположению, до рубежа нашей эры. Северная часть тунгусов, оставшаяся в прежнем ареале расселения, осваивает горную тайгу, примыкавшую к Байкалу. В результате формируется самобытный комплекс культуры, отличающий тунгусоязычные народы Сибири от других этносов. Дальнейшее же формирование этносов эвенков и эвенов связан с дальнейшим перемещением прототунгусов на запад и восток от Байкала в связи с выходом к Байкалу тюркоязычных скотоводов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что Бурятия имеет возможность претендовать на статус и культурного, и исторического центра эвенкийского мира. Для этого существуют все предпосылки – как активность национально-культурных организаций Бурятии, так и исторические свидетельства, что прародина эвенков находилась у Байкала. Можно добавить, учитывая стремление правительства Бурятии развивать туризм как «локомотив»  экономики региона, популяризация «тунгусо-манчжурской» этнотематики могла бы стать дополнительным фактором, привлекающим в республику туристов.

 

Яндекс.Метрика