Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Аналитика

Год языков коренных народов: уцелеют ли сами языки?

Год языков коренных народов: уцелеют ли сами языки?
Фото arun-rb.ru
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2019 год объявлен Международным годом языков коренных народов. К сожалению, у коренных народов России с национальными языками дела обстоят не слишком благополучно. Например, у эвенков.

В регионах их компактного проживания языком владеют лишь представители старшего поколения. Молодёжь язык если и знает, но использует редко. В Бурятии эвенкийский язык вытеснен русским и отчасти бурятским языками. Эвенки Якутии, например, в посёлке Хатастыр, поголовно говорят на якутском. Не лучше ситуация и в других регионах.

— В Красноярском крае эвенкийским языком владеют преимущественно старики. У меня в семье тоже не говорили, пришлось изучать самостоятельно. Язык преподаётся в учебных заведениях мест компактного проживания – в школах, техникумах и немного в детсадах. Но судя по отзывам учащихся, преподавание – так себе, — рассказывает участница эвенкийского народного ансамбля «Осиктакан» Галина Веретнова.

В Бурятии в честь Международного года языков коренных народов 15 ноября провели научно-практическую конференцию. Организатором выступила национально-культурная автономия эвенков Бурятии при содействии комитета по национальной политике правительства республики и государственного республиканского центра эвенкийской культуры «Арун». Основной повесткой, разумеется, стали проблемы эвенкийского языка.

Председатель НКА эвенков Бурятии Мария Бадмаева вновь подняла вопрос отсутствия разговорной среды, что приводит к его отмиранию. Программы сохранения эвенкийского языка, принимаемые государством, также не решают эту проблему – без разговорной среды язык становится мёртвым. Утрачивается оленеводство как национальный род занятий, соответственно, утрачиваются связанные с ним слова, что неминуемо ведёт к языковому сдвигу.

Мария Бадмаева подчеркнула пассивность самих носителей языка, не предпринимающих ничего для его сохранения. Это же касается и национальных традиций, утрачиваемых вместе со смертью помнящих их стариков. Она призвала молодежь расспрашивать о старинных обычаях своих бабушек и дедушек.

— Каждый человек должен стать ретранслятором своих этнических ценностей, и осознать личную ответственность перед собой, своими детьми и внуками в частности, и будущим своего народа в целом. Лишь объединённые усилия органов власти, общественных инициатив и личная заинтересованность могут привести к культурному и социальному возрождению языков коренных народов, — заявила Мария Бадмаева.

В качестве мер решения проблемы она видит возобновление теле и радиопередач, посвящённых эвенкийской культуре (до недавнего времени в Бурятии была телепрограмма «Улгур» и радиопередача «Эвенкийский биракан»), создание СМИ на эвенкийском языке. Её поддержала доцент бурятской и эвенкийской филологии БГУ Елизавета Афанасьева.

— В 80-90-е годы издавался детский журнал «Хараасгай» («Ласточка») на бурятском языке. «Если сейчас появится хоть один подобный детский журнал, эвенкийский контент должен там обязательно присутствовать», — говорит Елизавета Афанасьева.

Другое направление — перевод на эвенкийский язык классических литературных произведений, развивать практически утраченный институт литературных переводчиков. Ведь если язык становится средством передачи высокой или современной культуры, его роль в обществе изменяется. Ещё одной из сфер обращения языка может стать обрядовая культура.

— Центр «Арун» инициировал проект «Эвенкийский нимнгакан». Благодаря этому мы все воспрянули духом, начали инсценировать постановки по сказкам, и тем самым возрождать языковую среду, — заявила Мария Бадмаева.

Это — традиционный республиканский и межрегиональный фестиваль-конкурс драматических мини-спектаклей, поставленных по мотивам легенд и сказок эвенков. В этом году в сельских районах Бурятии завершились отборочные туры «Эвенкийского нимгакана-2019», заключительный этап фестиваля пройдет 30 ноября в Улан-Удэ в Бурятском театре драмы, в нем примут участие эвенки Хабаровска, Якутии, Красноярского и Забайкальского краев.

Отдельно лидер бурятских эвенков Мария Бадмаева затронула тему сохранения этнокультурных учреждений в местах компактного проживания эвенков.

— Хочу привести вопиющий пример, когда в Курумканском районе собрались ликвидировать наши этнокультурные центры «Давдын» и «Юктэ». Люди, далекие от проблем КМНС, установили норматив в 45 учеников на учителя. Теперь наши преподаватели ездят в отдаленные села на своих машинах, чтобы добрать эти 45 человек. Это полнейшее безобразие! – возмущается Мария Бадмаева.

Речь идет о недавнем заседании администрации Курумканского района Бурятии. Там был поднят вопрос о расформировании вышеназванных учреждений в связи с невозможностью соответствовать новому нормативу Минобразования РБ, и, таким образом, сокращением финансирования. Мария Бадмаева считает это нарушением прав КМНС и готовит обращение в прокуратуру. По её мнению, в сельских районах и местах компактного проживания эвенков этот норматив должен составлять 10-15 человек ввиду малочисленности эвенков. Закрывать этнокультурные центры, являющиеся очагом национальной культуры и языка, недопустимо.

Известный тунгусовед, доктор исторических наук Ольга Бураева отметила важность сохранения памяти о культовых местах эвенков, и выразила обеспокоенность равнодушием к этому эвенкийской молодёжи. Она рассказала о некрасивых эпизодах, имевших место во время поисковой экспедиции по сакральным местам эвенков в тайге.

— Молодежь не понимала, для чего проводится экспедиция. Были даже небольшие конфликты с молодыми эвенками-проводниками. Они задавали вопрос, что им с этого будет. Для меня это было дико. Как им объяснить, что старики уходят, современные эвенки уже не занимаются оленеводством в том объёме, как прежде, не кочуют по тайге. И эти культовые места забываются, стираются из памяти. А народ, этнос, должен развиваться не только культурно, но и духовно, — рассказывает Ольга Бураева.

В рамках мероприятий 15 ноября в честь Международного года языков коренных народов НКА эвенков Бурятии презентовал книгу об эвенкийском поэте Владимире Лоргоктоеве, прошел литературный конкурс чтецов, брэйн-ринг на знание культуры эвенков, республиканский конкурс детских рисунков.

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика